Противодействие коррупции
Прокуратура Салаватского района разъясняет: Уголовная ответственность за оскорбление представителей власти
Согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.
Так, уголовная ответственность наступает по ст. 319 УК РФ за публичное оскорбление представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Это означает, что оскорбление должно быть осуществлено в период исполнения представителем власти своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением.
Примерами такого оскорбления может являться месть за деятельность представителя власти, выражение недовольства такой деятельностью. Под публичными понимаются такие оскорбления, которые заведомо высказываются в присутствии многих лиц с целью либо нарушения нормальной деятельности органов власти, либо ущемления их авторитета, равно унижения чести и достоинства конкретного представителя власти; это означает, что факт оскорбления становится достоянием третьих лиц или хотя бы одного лица и виновным данное обстоятельство осознается
За оскорбление участников судебного разбирательства (прокурора, помощника судьи или секретаря судебного заседания), а также судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, предусмотрена ст. 297 УК РФ. Поскольку должностными лицами могут быть военнослужащие, необходимо упомянуть о ст. 336 УК РФ, в соответствии с которой состав данного преступления образует оскорбление одним военнослужащим другого или подчиненным начальника, а равно начальником подчиненного во время исполнения или в связи с исполнением обязанностей военной службы. Таким образом, законодателем определен ряд норм уголовного законодательства, направленный на защиту представителей власти от публичных оскорблений, санкции которых предусматривают различные виды наказаний.
18/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет: Введена уголовная ответственность за незаконные действия коллекторов по возврату долгов
Федеральным законом от 10 июля 2023 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» предусмотрена уголовная ответственность за совершение коллекторами действий, направленных на возврат просроченной задолженности физлиц и сопряженных с угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения имущества, а равно с угрозой распространения либо распространением заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство потерпевшего или его близких.
Одно из наказаний - лишение свободы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового. Наказание будет строже за те же деяния, совершенные в крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, с уничтожением или повреждением имущества. Например, лишение свободы на срок до 7 лет. Если деяния совершены организованной группой, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, или в особо крупном размере, то могут лишить свободы на срок от 5 до 10 лет.
19/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет: В каких случаях можно отменить (отозвать) доверенность ?
Простую доверенность можно отменить как в нотариальном порядке, так и самостоятельно.
Нотариальную доверенность можно отменить только первым способом. Об отмене доверенности следует сообщить представителю и известным вам лицам, для представительства перед которыми вы ее выдали.
Если отменяете простую доверенность самостоятельно, следует известить третьих лиц персонально. При невозможности это сделать, необходимо разместить сведения в реестре распоряжений об отмене доверенностей (этот реестр ведет Федеральная нотариальная палата на своем сайте notariat.ru) или сделать публикацию в газете "Коммерсантъ".
При нотариальной отмене доверенности любые лица считаются извещенными на следующий день после того, как сведения об отмене внесли в открытый реестр. При направлении распоряжения об отмене доверенности третьи лица считаются извещенными на следующий день после включения сведений в реестр (если не были извещены ранее), а при публикации в газете - только через месяц со дня появления объявления (если не были уведомлены ранее).
После отмены доверенности прекращаются все предусмотренные ею полномочия, и теряет силу передоверие.
Отменить доверенность по общему правилу можно в любое время. Это можно сделать, даже если подписали соглашение об отказе от этого права, поскольку такое соглашение ничтожно (п. 2 ст. 188 Гражданского кодекса РФ).
Если выдали доверенность совместно с другими представляемыми, то ее можете отменить без их согласия - закон его не требует. Отменить нотариальную доверенность также можно в любое время, если она не безотзывная. Безотзывную доверенность можно отменить, только если (п. 1 ст. 188.1 Гражданского кодекса РФ): наступил случай, который указан в доверенности как условие для отмены; прекратилось обязательство, для исполнения или обеспечения которого выдавалась доверенность; представитель злоупотребляет полномочиями или есть причины считать, что это может произойти. Например, он пытается обойти закон с противоправной целью или причинить вред другому лицу (п. 1 ст. 10 Гражданского кодекса РФ).
20/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет: Конфискация имущества, полученного преступным путем
Федеральным законом от 13.06.2023 № 214-ФЗ внесены изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в соответствии с которыми предусмотрена конфискация денег, ценностей, имущества, полученных в результате совершения преступлений в сфере компьютерной информации.
Согласно изменениям, пункт «а» части 1 статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, определяющий перечень преступлений, в результате совершения которых полученное имущество подлежит конфискации, дополнен преступлениями в сфере компьютерной информации, предусмотренными частями 2-4 статьи 272, статьей 273, частью 2 статьи 274, статьей 274.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Изменения в уголовный кодекс вступили в законную силу 24.06.2023 года.
20/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет: Можно ли учителям и врачам принимать подарки?
Учителя и врачи могут принимать обычные подарки стоимостью не более 3 000 руб.
Понятие подарка законодательно не определено. При этом из определения договора дарения следует, что подарок - это прежде всего вещь или имущественное право, которые даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность. Если имеет место встречное обязательство, то такая передача вещи (права) дарением не признается (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ).
Работникам образовательных и медицинских организаций, в том числе учителям и врачам, запрещается получать подарки от обучающихся и пациентов, а также их родственников, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 000 руб. (пп. 2 п. 1 ст. 575 Гражданского кодекса РФ).
Получение учителем или врачом подарка стоимостью свыше 3 000 руб. от ученика (пациента) или его родственника является нарушением запрета и ставит под сомнение объективность принимаемых им решений.
В этой связи для обоснования законности получения подарка рекомендуется сохранить документ, подтверждающий его стоимость, например чек.
Под обычными подарками, как правило, понимаются те виды подарков, которые обычно дарят учителям либо врачам. Таким подарками могут быть цветы, конфеты, чай, кофе, канцелярские принадлежности, книги.
Учитель либо врач вправе в любое время до передачи ему подарка отказаться от него, в том числе в случае, если возникают сомнения по поводу его стоимости или вида (п. 1 ст. 573 Гражданского кодекса РФ).
За нарушение ограничений, связанных с получением подарков, учитель либо врач может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (замечание, выговор, увольнение) (ч. 1 ст. 22, ст. ст. 81, 192 Трудового кодекса РФ).
Также учителя и врачи могут быть привлечены к уголовной ответственности за получение взятки при наличии в их действиях (бездействии) состава преступления.
20/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет: Чем отличается подарок от взятки?
Взяточничество наносит колоссальный вред как современному российскому обществу, так и государству, подрывая его авторитет. На практике часто возникает вопрос разграничения подарка и взятки. Как же их отличить?
Взятка преподносится должностному лицу в целях получения определенной имущественной выгоды за конкретное действие (бездействие) по службе или за общее благоприятное отношение в пользу дающего. Вопреки распространенному заблуждению, у взятки нет минимального размера. Основным критерием является мотив, по которому гражданами передаются ценности и выполняются услуги.
Дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого (ст. 572 Гражданского кодекса РФ). Названным кодексом (ст. 575) допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:
- работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, их супругами и родственниками;
- лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.
Однако, независимо от размера незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя. Момент передачи вознаграждения при этом (до или после выполнения встречных обязательств) значения не имеет.
Размер взятки влияет только на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тыс. руб. – мелкая взятка, уголовное наказание за которую предусматривает лишение свободы до 1 года, если больше - максимальное наказание до 15 лет лишения свободы.
20/12/2023
Прокуратура Салаватского района разъясняет каким образом можно реализовать право на получение технического средства реабилитации
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Необходимость предоставления инвалиду ТСР для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации (абилитации) инвалида (ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального и пенсионного страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» (далее - Правила).
Также Приказом ФСС РФ от 16.05.2019 № 256 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее – Административный регламент).
В силу п. 4 Правил, п. 1, 9 Административного регламента функции уполномоченного органа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации возложены на Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом «а» п. 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
На основании п. 5 Правил, пп. «а» п. 10 Административного регламента выдача направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации осуществляется после отбора на конкурсной основе организации в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44-ФЗ) и заключения территориальным отделением Фонда социального и пенсионного страхования Российской Федерации контракта на изготовление либо получение технических средств реабилитации.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и(или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и(или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ.
Прокуратура Салаватского района разъясняет в каком случае участникам СВО положена единовременная денежная выплата в размере 195 тысяч рублей
Из пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 02.11.2022 № 787 «О единовременной денежной выплате военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации» следует, что гражданам Российской Федерации, призванным на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, военнослужащим, проходившим военную службу по призыву в войсках национальной гвардии Российской Федерации, иным гражданам Российской Федерации, которые заключили в период проведения специальной военной операции контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации сроком на один год и более, установлена единовременная денежная выплата в размере 195 000 рублей.
Настоящий Указ распространяется на правоотношения, возникшие с 21.09.2022, и устанавливает дополнительную меру социальной поддержки тем лицам, которые по состоянию на 21.09.2022 не находились на военной службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации или Министерстве обороны Российской Федерации (или проходили ее по призыву), но после объявления частичной мобилизации приобрели статус военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, в том числе для целей участия в специальной военной операции.
Перечень лиц, которым установлена единовременная денежная выплата, является исчерпывающим. Данный перечень фактически продублирован в постановлении правительства Российской Федерации от 09.12.2022 № 2278, утвердившем Правила осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Также обязательным требованием для получения права на выплату является заключение контракта сроком на один год и более.
Таким образом при наличии совокупности вышеуказанных обстоятельств возможна реализация права на получение единовременной денежной выплаты в размере 195 000 рублей.
Прокуратура Салаватского района разъясняет ответственность за легализацию доходов, полученных преступным путем
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.
Статьями 174, 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, приобретенными в результате совершения преступления, в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом.
Зачастую лица, имеющие умысел на отмывание денежных средств, полученных преступным путем, в целях обналичивания денежных средств, совершения фиктивных сделок, просят граждан зарегистрировать на свое имя юридическое лицо или открыть и передать банковские карты, обещая взамен денежное вознаграждение.
За указанные действия граждане могут быть привлечены к уголовной ответственности по статьям 173.1, 173.2, 187 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, за отмывание доходов действующим законодательством предусмотрена гражданско-правовая ответственность.
Согласно статье 169 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. В случаях, предусмотренных законом, суд может взыскать в доход Российской Федерации все полученное по такой сделке сторонами, действовавшими умышленно.
Прокуратура Салаватского района разъясняет о соблюдение имущественных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Государственные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на имущество и жилое помещение установлены федеральным законодательством, а также ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 № 1939-419 «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Нормативными правовыми актами закреплено право сирот на однократное получение по месту жительства в пределах территории муниципального или городского округа благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются таким гражданам на основании их заявления в письменной форме после достижения совершеннолетия (до достижения возраста 18 лет - в случае приобретения ими полной дееспособности).
Участники специальной военной операции из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют преимущественное право на обеспечение жилыми помещениями перед другими сиротами, включенными в список подлежащих обеспечению жильем.
Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов, квартир по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, устанавливаемым органами местного самоуправления Пермского края, но не менее 28 квадратных метров общей площади жилого помещения.
Предоставляемое жилое помещение должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности и иным требованиям, в том числе требованиям, предъявляемым к объемно-планировочным решениям жилых помещений, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Кроме этого, граждане, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет, включенные в список подлежащих обеспечению жильем, имеют право на однократное предоставление за счет средств бюджета Пермского края выплаты на самостоятельное приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность. Указанная выплата также может быть использована для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения ипотечного кредита (займа).
Преимущественное право на предоставление выплаты перед другими сиротами имеют участники специальной военной операции, а также лица, подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения ипотечного кредита (займа) за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала.
Жилое помещение, приобретенное за счет выплаты, не может быть отчуждено, передано в залог, аренду, наем, обременено иными правами в течение трех лет со дня государственной регистрации получателем выплаты права собственности на это жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости.
В Салаватском районе мужчине предстоит отбыть обязательные работы за угрозу убийством
Салаватский межрайонный суд вынес приговор по уголовному делу в отношении 37-летнего местного жителя, который признан виновным в совершении угрозы убийством.
В суде установлено, что в июне 2024 года между мужчиной, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, и его супругой произошел конфликт, в ходе которого мужчина размахивал граблями, высказывая угрозы. В результате его действий пострадал и несовершеннолетний ребенок, пришедший на помощь матери.
Мужчина признал в вину в совершении преступлений.
Суд назначил ему наказание в виде 120 часов обязательных работ, а также удовлетворил гражданский иск прокурора о взыскании в пользу несовершеннолетнего компенсации морального вреда.
Приговор не вступил в законную силу.
В Салаватском районе за год осуждено 9 пьяных водителей
Управление автомобилем в состоянии опьянения – серьезный проступок, при повторном совершении которого водителю грозит уголовная ответственность вплоть до лишения свободы.
Водители, ранее подвергавшиеся административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения, в случае повторного совершения правонарушения несут уголовную ответственность по ст. 264.1 УК РФ.
При этом автомобиль, который использовался виновным при совершении преступления, может быть конфискован в соответствии со ст. 104.1 УК РФ.
В текущем году в Салаватском районе за повторную пьяную езду осуждено 9 лиц.
К примеру, один из местных жителей, будучи привлеченным к административной ответственности за пьяную езду, в течение 2024 года дважды «попался», управляя разными автомобилями в состоянии опьянения.
По результатам рассмотрения уголовного дела Салаватским межрайоным судом он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264.1 УК РФ. Нарушителю назначено наказание в виде 260 часов обязательных работ с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами на 3 года, оба автомобиля конфискованы в доход государства.
Заключение договора с федеральным оператором на вывоз ртутьсодержащих ламп является обязательным
Прокуратурой Салаватского района проведены проверки исполнения законодательства об охране окружающей среды, в ходе которых выявлены нарушения при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов отработавшие люминесцентные лампы являются отходами I класса опасности.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены требования к обращению с данным видом отходов, согласно которому полномочия по транспортировке, обезвреживанию и утилизации таких отходов осуществляет Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов на основании заключенных с ним договоров. Заключение договора с Федеральным оператором на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности является обязательным для всех лиц, в деятельности которых образуются указанные отходы и у которых в собственности или на ином законном основании не имеется мест для размещения, утилизации и обезвреживания данного класса отходов.
Проверкой установлено, что в деятельности двух образовательных учреждений района образуются отходы в виде отработавших люминесцентных ламп, однако мероприятия по обеспечению вывоза и утилизации данных отходов своевременно не проводились ввиду отсутствия договоров с Федеральным оператором.
К нарушителям приняты меры прокурорского реагирования, по результатам которых юридическими лицами заключены договоры с Федеральным оператором на оказание услуг по сбору, транспортировке и утилизации люминесцентных ламп.
За допущенные нарушения руководители образовательных организаций привлечены к административной ответственности по ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях